Татары не случайно считали печь символическим элементом дома: печь олицетворяет женское начало, а огонь – мужское. Вспомним татарскую загадку о печи: «Мать толстая – дома сидит, отец длинный – на улице ходит, дочь-красавица – в гости кушать ходит». Именно союз огня и печи (мужского и женского) стал символом семьи, ее благополучия и продолжения рода. Татары считали погасший в печи огонь плохой приметой, связанной с какими-то несчастьями.
Как и у других народов, еще в древние времена печь была мостом между миром живых людей и миром умерших. Как известно, у каждого дома были предки-покровители, связь с которыми устанавливалась посредством ритуальных трапез. Например, татары-мишари в новом доме при первом зажигании огня в печи приносили духам дома и умершим в жертву в виде выпускания в устье печи крови зарезанного петуха.
Печь выполняла много функций: благодаря ей обогревали дом, готовили еду, пекли хлеб и пироги, грели воду, на нее складывали утварь (посуду, самовар, кумганы), на печи сушили дрова и одежду, использовали ее для освещения избы (для этого в ниши ставили дополнительные керосиновые лампы), спали на печи.
На фото татарская печь из дома в с.Собакино.
Елена Спирина