Татары очень любили полки и широкие жерди, которые выполняли роль шкафа. В женской половине дома на них хранили посуду, инвентарь, а в мужской – книги, текстиль, одежду. Как правило, татары из эстетических соображений закрывали полки и жерди небольшой занавеской (кашага), крепившейся к потолку.
Ф. Ибрагимова в книге «Мастер кулинарии» подчеркивает, что «кухонную утварь гораздо удобнее хранить на полках, чем в шкафах. Нужно обратить внимание на ее чистоту, ежедневно протирать пыль, даже если посуда не используется. Пол на кухне так же следует мыть регулярно, не реже раза в неделю».
В конце XIX века в татарском доме появились полати и лавки, столы и стулья, полки и буфеты, а также фарфоровая посуда. Изменения в повседневной жизни были вызваны межэтническими контактами.
Появившейся в татарском доме стол частично выполнял функцию исчезающих сяке. Его покрывали вышитой салфеткой или скатертью и выставляли на него красивую посуду, пиалы, медный или латунный самовар, кувшины украшенные чеканкой. Заметим, что самовар нередко был украшением интерьера, поэтому его всегда тщательно начищали. Служивший одним из главных символов татарского чаепития, он вызывал уважение. Татары любили самовар и сочиняли о нем загадки:
«И голова дырява, и дно дыряво, в середине – огонь, вокруг – вода».
«Гость из Бухары ест огонь да водой запивает»
«Хрипит дракон, в сердце огонь, в животе вода, на макушке глаза, хорошо, что есть он у нас».
Елена Спирина