В XIX веке в Касимове процветало купечество. Среди татарского населения наиболее известными были купцы Кастровы. Они происходили из крестьян.
Вольноотпущенный крестьянин Мурсалим Кастров был зачислен в третью гильдию касимовского купечества в начале 1840-х годах. Его семья занималась шитьем и продажей тулупов. В 1850 году дело перешло в руки Сайфуллы Мурсалимовича Кастрова. Усадьба Сайфуллы, которая представлена на фото, сложилась во второй половине XIX века и имела промышленный характер. В 1854 году он объявил капитал по второй гильдии. С этого времени и до начала XX века Кастровы были одной из ведущих татарских торгово-промышленных фамилий Касимова, владея мерлушечным заводом и производя обширную торговлю мехами и тулупами.
Невозможно представить татарский народный костюм без разнообразных украшений и декоративных элементов. Верхняя одежда татар была распашная и не имела застежек, так же ее форма была трапециевидной и свободной, поэтому пояс являлся элементом национального костюма. Он был изготовлен из ткани, кожи, богато украшался массивными серебристыми пряжками, вышивкой. А когда на замену распашной одежде пришел брючный костюм, и с ним так же носился пояс, что только добавляло яркость образу.
Верхняя прямоспинная одежда шилась с широкими и длинными рукавами, и обязательно, свободной и длинной. К такому типу относилась легкая халатообразная одежда чапан, имеющая прямые аналоги в костюмном комплексе народов Средней Азии. Как правило, чапаны носили представители духовенства или богатые старики. Жены представителей указанных социальных групп накидывали чапан при выходе из дома как головные покрывала. Чапаны носили до конца XIX – начала XX веков, пока в моду не вмешались европейские и русские тенденции. В одежде касимосвких татар, произошли изменения, городские жители стали носить пиджаки, жилеты и пальто. А чапан, дошел до наших дней как верхняя одежда имама.
Для того, чтобы построить дом, как раньше, так и сейчас требовалось немало сил и времени. Например, у касимовских татар были свои обычаи во время строительства дома.
Согласно древним обычаям, за один день следует возводить один ряд кирпичной или каменной кладки, а также рубить не более одного венца деревянного сруба. При строительстве не принято спешить. Сруб старались рубить из добротного дерева, которое хорошо просушивали, затем его ставили на фундамент и конопатили за один день.
Обувь у касимовских татар, в зависимости от материала изготовления, была кожаная, лыковая и войлочная, но иногда встречалась и выполненная полностью из дерева. Такая обувь часто использовалась во время работ по хозяйству, ее надевали поверх шерстяных носков либо онучей и закрепляли на ногах с помощью веревок. Особенностью деревянных башмаков была износоустойчивость и защита ног от нанесения травм. Хозяева, что бы как-то украсить свою обувь, делали на ней насечки. В фондах Касимовского историко–культурного музея–заповедника хранится один экземпляр деревянных татарских башмаков.
Адрес: 391300, Рязанская область,
г. Касимов, пл. Соборная, д. 7/8.
Телефон/факс:
8 (49131) 4-38-36.
Адрес электронной почты:
muzey1921@mail.ru