Музейные редкости

logo

Сарафан 4

Говоря о традиционном женском народном костюме, большинство из нас имеют в виду сарафан. Но знаете ли вы, что когда-то он был частью мужской одежды?
По одной из теорий сарафан является дальним потомком восточного халата, по ирански – сарапа. В ходе культурного обмена он вошел в гардероб русского человека. Но сарафаноподобные одеяния встречались и во многих регионах Европы, особенно в Скандинавии. Поэтому вероятен и северо-западный путь проникновения сарафана к русским.

Первое упоминание о нем встречается в летописи 1377 года. Так называют там длинную распашную мужскую одежду. Так что, не смотря на древность, сарафан не является исконно русским предметом одежды. Просто у нас он получил свой собственный русский путь развития. Среди высшего сословия распашной сарафан – ферязь получил широкую популярность и быстро распространился по всей стране.
На русском севере сословная разница практически отсутствовала, поэтому там богатые боярские одеяния встречаются даже в сундуках обычных селян. Здесь сарафан довольно быстро стал повседневной одеждой. Его называли саяном, шушуном, ферязем, костычем и носили в самых разных формах. Шили его и из богатой парчи и из дешевых тканей. А в центральных и южных областях расслоение общества было заметнее. Поэтому после реформ Петра I с запретом на традиционную одежду выжил только костюм крестьянства, где сохранилось ношение более древней поневы.
К началу XIX века русский традиционный женский костюм обрёл свою классическую форму с двумя основными типами: северным сарафанным комплексом и южным - поневным. При этом именно север, отрезанный от бесконечных войн, сумел сохранить свои традиции и передать их в практически неизменном виде. Он дополнил материальные образы ярким устным творчеством, где Царевна – Лебедь и Василиса Премудрая одеты в сарафаны, а не в поневы.

Сарафан 2   Сарафан 1