В начале XX в. Касимов не был связан с железной дорогой. Вывоз и ввоз товаров в зимнее время осуществлялся обозами между Рязанью, Муромом, Владимиром и другими городами. В наших заметках мы уже писали про артели, которые были сформированы для разгрузки барж и перевозки дров на Канатно-прядильную фабрику купца Зайцева, где были задействованы касимовские татары.
Та же артель возила грузы из Касимова в Рязань и обратно. В Рязань возили чугунные изделия, мешкотару, канаты, а в Касимов – муку, соль, крупы, растительное масло, селедку и прочее. Рейс совершался за одну неделю (расстояние до Рязани свыше 150 км.). Три-четыре дня лошадям давали отдых, а сами, тем временем, занимались домашними делами, потом снова в дорогу. Подробное описание нам встретилось в книге Симакова К.М. «От былого до нескончаемого настоящего…»
«Ехали мы с раннего утра пять-шесть часов, давали отдых лошадям, кормили их и сами принимали пищу. После двухчасовой остановки вновь держали свой путь в течение восьми-десяти часов, после чего останавливались на ночевку. И днем и на ночь делали остановки в одних и тех же крестьянских больших домах Рязанской губернии. Такие большие избы, или пятистенные дома, как правило, отличались от тамбовских строгой опрятностью и безукоризненной чистотой. В них было тепло, они просторны, обставлены необходимой домашней мебелью, а самое главное, что согревало нас и располагало к большому удовольствию отдыха после мороза, пурги – приветливое и доброе отношение хозяев дома, проявление их заботы о нашем отдыхе. Для наших лошадей тоже находился вполне приличный крытый сарай, достаточно утепленный».
Такое отношение еще раз показывает, что две национальности были по отношению друг к другу очень дружелюбны.
На фото автор книги «От былого до нескончаемого…» Симаков К.М.
Елена Спирина