Одно из наиболее распространенных видов татарского национального искусства – ювелирное мастерство.
Основными техниками являются филигрань, зернь, чернение по серебру и золоту, гравировка, чеканка, тиснение, инкрустация камнями и стеклом. Истоки татарского ювелирного искусства восходят к культуре художественной обработки металлов, существовавшей у сарматов, гуннов, древних тюрков, протоболгар. Самобытные традиции ювелирного искусства развивались на протяжении длительного исторического периода – от изделий волжских булгар XVIII–ХII вв. до классических образцов середины XVIII – конца XIX вв. Булгарские мастера достигли большого мастерства в ажурной скани с зернью и драгоценными камнями. Шедеврами считают золотые и серебряные височные подвески X–XII вв.
Ювелиры Золотой Орды повлияли на русское и европейское искусство. А в XVI веке ювелирное искусство развивалось в крупных селениях Заказанья и достигло расцвета в XVIII–XIX вв. Украшения пользовались популярностью среди татар, русских и других народов. Широкому развитию ювелирного искусства способствовал большой спрос на украшения, которые выполняли не только декоративную функцию, но изначально использовались в качестве оберегов, амулетов, позднее наделялись социально-престижным значением (серьги, браслеты, накосники, ожерелья, коранницы, перстни). Многие из них были составной частью национального костюма (поясные застежки, воротниковые подвески, изю, хаситэ, декоративные пуговицы). Гравировка, глиптика арабских надписей в форме благопожеланий и молитв, инкрустация камнями и самоцветами (бирюза, рубин, алмаз, горный хрусталь, гранат, аметист, сердолик, жемчуг, коралл) имели символический и магический смысл.
Ювелирные изделия татарских мастеров трудно представить без драгоценных и полудрагоценных камней, самоцветов. Оригинальные украшения с использованием самых неожиданных сочетаний природных камней притягивают взгляд.
На фото яка-чалбыры (воротниковая цепочка-застежка) из фондов Касимовского историко-культурного музея заповедника.
Софья Соломатина