В сегодняшней заметке хотим рассказать нашим подписчикам о татарском ковроделии и тех, кто им занимался.
Ковры занимали большое место в быту татар, их стелили на нары – сэке в глубине избы и на полу, они нередко являлись частью приданого невесты, их дарили на свадьбе жениху и его родителям. Ковроделием у татар традиционно занимались в основном женщины (кроме войлочного, в котором использовался труд мужчин). Оно являлось одной из форм домашнего ремесла, хотя были ковровщицы, работавшие и на заказ. Со второй половины XIX до начала ХХ вв. в татарских деревнях были налажены производства мануфактурного типа по изготовлению безворсовых ковров, половиков-дорожек и небольших плоских подушек для сиденья – ястыков.
Татарское народное ковроделие славилось своими безворсовыми коврами, такими как келэм и палас, которые производились из шерсти на ручных ткацких станках. Эти ковры привлекали своим ярким и самобытным орнаментом, характерным использованием крупных геометрических фигур и яркой цветовой гаммой. Основная ширина полотен для келэмов составляла 50–60 см, и их обычно сшивали из 2-3 таких полотен. Простейшие их виды ткались в разноцветную полоску (реже в клетку) с повторяющимся узором из узких и широких полосок. В каждом ковре применялось 4–6 цветов. Использовались все цвета, кроме черного: золотисто-желтый, бордово-красный, малиновый, охристо-коричневый, оранжевый, и другие. Более сложные узоры выполнялись в технике закладного ткачества, известной как «асалап сугу» или так называемого паласного ткачества. Ковры-паласы обычно имели обрамление, выполненное отдельно, и узоры из ромбов, квадратов и других геометрических фигур, которые заполняли поле ковра ритмичными рядами и создавали контраст с другими элементами орнамента.
На фото ковер ручного изготовления из фондов Касимовского историко-культурного музея-заповедника.
Софья Соломатина