Ханкерман

logo

иллюстрация из книги «татарский мир» 1506

Продолжаем заметку про ковроделие и татар.

Другой, широко распространенный до начала ХХ в. вид ковроделия – войлочный. Это изготовление одноцветных и узорных ковров – киез. Еще одним интересным направлением были кожаные ковры, украшенные мозаикой или росписью. Не менее популярными были камышовые циновки, которые плелись вручную или на станке и украшались геометрическими узорами. Они создавались за счет переплетения светлого тростника и темных травяных стеблей, с краями, обмотанными льняными или шерстяными нитями. В татарском ковроделии каждый вид изделия играл особую утилитарную и эстетическую роль. Узорные ковры – «асалы палас» – стелились поверх одноцветных киезов на сэке, в то время как полосатые келэмы – на пол.
Современное ковроделие значительно расширило свои горизонты. Теперь это не только классические узорные ковры, но и орнаментальные и сюжетно-тематические изделия, вышитые, вязанные и выполненные в технике аппликации. Новый виток развития получил гобелен, а также настенные текстильные панно, созданные в технике коллажа, макраме и ушковой аппликации. Также были освоены новые материалы, например, механически прессованный искусственный войлок. Эти изменения говорят о том, что искусство ковроткачества продолжает развиваться, сохраняя традиции и внося новые элементы и технологии.
Фото: иллюстрация из книги «Татарский мир».

Софья Соломатина