В жизни любого народа национальные праздники являются одной из ярких страниц культуры. В них можно выразить отношение к родине, её истории и традициям. Праздники являются показателем гостеприимства, скрепляющимися ритуалом принятия пищи.
Изначально праздники были связаны с временами года и их переломными моментами (зимним солнцестоянием, весенним равноденствием и пр.), сельскохозяйственными работами (подготовкой к севу, весенними полевыми работами, выгоном скота на пастбище, сенокосом, жатвой, уборкой урожая), семейно-бытовыми (рождением, свадьбой, похоронами) и религиозными событиями.
Многие татарские и мусульманские праздники сопровождаются ритуальной трапезой, истоки которой восходят к культовым практикам. По одной из версий, появление культов было связано с задабриванием духов и приношением им даров, в том числе еды. Ритуал подношения еды был вызван потребностью делиться с миром и желанием умилостивить неизвестные силы. Причиной поклонения духам служили разнообразные человеческие страхи, в том числе перед таинственными, неизвестными силами природы, неудачами, голодом.
Когда наступали тяжелые времена, приношение в виде еды становилось распространенной практикой. В переломные моменты люди начинали мечтать о лучшем. Это порождало их творческую активность. Например, изобретались рецепты заготовления продуктов впрок, а солонина, вяление, копчение рыбы, мяса, изобретение консервов, замороженные ягоды, грибы – это прямое исполнение мечты, победа над временем и расширение жизненного пространства.
Фотография «Обряд никах» из книги «Татарская национальная кухня».
Елена Спирина