Ханкерман

logo

конюх царицынского колхоза с жеребятами

Вернемся к дороге в Тамбовскую Губернию, которую касимовские татары из деревень Царицино, Тебеньково и др. преодолевали на лошадях.
Как правило, дорога была дальняя, поэтому лошади давался перед отъездом двух-трехдневный отдых и усиленное питание.

С вечера в канун отбытия готовили легкие сани-розвальни с высокими креслами позади, клали отборное сено и мешок овса, а еще ведро для того, чтобы напоить коня, потому как некоторые кони пить из чужого ведра наотрез отказываются. Еще клали топор на изголовье саней, для того, чтобы вырубить прорубь и достать воды из речки для лошади, овчинную попону и мешки для зерна.
Как проходил конный маршрут? Об этом подробно описал Симаков К.М. в своем опусе «От былого до нескончаемого настоящего…»
«Хозяин лошади направлял ее на Оку, миновал реку через мост, затем поднимался вверх, где ему открывалась деревня Тустэ э. Он пускал коня в умеренную рысь и вот уже вскоре показывалось небольшое село Пителино, а это значит позади пройдено уже 40 верст. Затем 2-3 часа стоянки у знакомых и опять длинный путь по полям и лесам до уездного городишки Сасово, где на постоялом дворе он останавливался на ночлег. На следующий день таким же быстрым ходом, без остановки на кормежку снова преодолевал 60-70 верст и прибывал в уездный город Шацк. На третий день он продолжал свой путь с дневным отдыхом в селе Дворики, а вечером была ночевка в татарском селе Алгасово. Это село иногда становилось концом дороги, или оставался еще один пролет в 60-70 верст до Моршанска (под Тамбовом)».
Тем же порядком крестьянин следовал обратно домой.
На фондовом фото конюх Царицынского колхоза с жеребятами.