Сегодня наша публикация расскажет о том, какой красоты была молодая новобрачная по словам Каюма Мухамеджановича Симакова, описанная им в книге «От былого до нескончаемого…»
Основная часть татарского населения Касимова проживала в Татарской слободе. Центром слободы и главным местом притяжения татар являлась Ханская мечеть. Историками отмечается, что местное татарское население было очень религиозно. Жители соблюдали все установленные обряды и обычаи. Мужчины обязательно посещали мечеть, а в пятницу в мечети проходили коллективные молитвы. В фондах Касимовского музея-заповедника сохранились циновки, которые когда-то хранились в Ханской мечети и использовались для совершения намаза.
Известно, что татарские женщины отдавали предпочтение разнообразным украшениям. Завершающей нотой всего образа являлись кольца. Ширина кольца могла быть по вкусу владелицы, а инкрустация драгоценными камнями и сам металл из которого оно было выполнено, полностью зависело от материального достатка. В фондах Касимовского историко-культурного музея-заповедника хранится необычное кольцо, которое поступило к нам около ста лет назад.
Обувь Касимвоских татар можно разделить по материалу изготовления на три типа: кожаную, войлочную и лыковую. Наибольшее распространение во второй половине XIX века имела кожаная обувь. Речь идет об ичигах. В основном, мужские ичиги шились из однотонной кожи на мягкой подошве. Среди женщин были распространены узорные ичиги. При выходе из дома поверх ичигов надевали кожаные калоши на твердой подошве, а с появлением в продаже резиновых калош кожаные были исключены из обувного промысла. Представляем вашему вниманию ичиги Касимовских татар. Одна пара выполнена из однотонной кожи, а две другие пары выполнены в технике «мозаика по коже».
Продолжая тему татарских головных уборов, мы переходим от тканных калфаков, которые носила женская половина в XVIII в. – начале XIX в., к бархатным калфакам, они были вхожи в жизнь Касимовких татар во второй половине XIX в. Такие калфаки состояли из 2 частей: околыша и остова. Длина околыша была около 2 см, а остова 25 см. Размеры калфаков быстро менялись. И уже в начале XX века в моду вошли бархатные калфаки – наколки. Размеры таких головных уборов были не большие, остов – до 5 см и околыш – до 8 см. Маленькие калфачки больше имели декоративный характер. Украшались бисером, жемчугом, а также расшивались золотой и металлической нитью. Калфаки представленные на фото были одними из первых предметов, которые поступили в музейный фонд.
Адрес: 391300, Рязанская область,
г. Касимов, пл. Соборная, д. 7/8.
Телефон/факс:
8 (49131) 4-38-36.
Адрес электронной почты:
muzey1921@mail.ru