В татарском обществе в начале XX века стали развиваться два противоборствующих общественных движения, это - кадимизм и джадидизм. К кадимизму относились сторонники обучения по консервативным методам, а к джадидизму – сторонники нововведений или прогрессисты. Прогрессивное общество видело в нем интеллектуальную и идеологическую силу, способную вывести татарское общество из многовекового застоя, а консерваторы усмотрели в нем серьезную опасность для мусульманского сообщества, поскольку, по их мнению, джадидизм привнес в общество свободомыслие и вольнодумство, граничащие с атеизмом.
Термин «джадидизм» произошел от словосочетания «Усул джадид» (новый метод) и появился в 1898 году в связи с обновлением учебных программ в татарских медресе. Одним из известных реформаторов был Исмаил Гаспринский, который разработал основы преобразования крымско-татарского начального образования, ставшего на много выше и продуктивнее национально-конфессиональных методов. Его новый метод «усуль саутия» — «звуковой метод», когда каждой букве алфавита соответствовал определенный звук, позволил изучать азбуку намного проще и быстрее.
После первого манифеста 1905 г. в России начинают активно появляться общества мусульман-прогрессистов. Касимовское общество было зарегистрировано в г. Рязани 4 июля 1908 г. Целью общества являлось: улучшение и развитие культурной правовой и экономической жизни мусульман и распространение современного просвещения в городе Касимове и уезде. Общество содействовало улучшению существующих школ, мектебов, медресе, открывало новые училища, как образовательного, так и профессионального характера, учебные мастерские, образцовые фермы полевого, садового и молочного хозяйства. На благотворительные средства печатались учебные пособия, брошюры, книги на татарском языке образовательного, педагогического, сельскохозяйственного и юридического содержания
Учредителями общества являлись купцы, представители духовенства, мещане г. Касимова и уезда. Среди них: крестьянин г. Касимова Юсуф Абдрахимович Девлекамов, мещанин Хасан Валеевич Мусин, мулла с. Болотцы Мухаммед Ариф Сайфуллович Бектемиров, мулла с. Царицыно Аллей Хабибулович Девлекамов, купец г. Касимова Мухаммед Гирей Мухаммед Алеевич Тубакаев и другие.
Особенно широкий размах деятельность Общества мусульман-прогрессистов приобрела в 1912–1915 гг. Так благодаря его деятельности в Касимове была открыта женская мектебе, которая работала уже в 1913 г.
Олеся Балашова