Ханкерман

logo
Уважаемые посетители! Напоминаем, что при посещении музея-заповедника
посетителям старше 18 лет на входе необходимо предъявить следующие документы:
- QR-код либо медицинский документ (прививочный сертификат, справку)
о вакцинации или о перенесенном заболевании COVID-19
(если с момента выздоровления прошло не более шести месяцев);
- документ, удостоверяющий личность (паспорт/права/военный билет).
Вышеуказанные правила распространяются и на взрослых посетителей,
сопровождающих детей на экскурсии.
Просим Вас приходить в музей чуть раньше, чем обычно
(возможна очередь на входе при проверке QR-кодов и справок),
и при каждом визите брать с собой документ, удостоверяющий личность
(паспорт, загранпаспорт или военный билет).
Перечисленные документы не требуются посетителям младше 18 лет.
Просим отнестись с пониманием к введенным мерам.

хлебопашество и земельные наделы

Каков был уклад деревенской жизни у касимовских татар начала XX века? Поговорим про хлебопашество и земельные наделы крестьян.

В касимовских деревнях земля обрабатывалась трехпольной системой: под озимые, яровые и пары. Под озимь сеяли исключительно рожь, а попытки вырастить пшеницу результатов не давали. Осенние всходы радовали, а после суровой зимы весь посев почти полностью погибал. В качестве яровых сеяли просо, овес и гречиху, сажали картошку. Под пары вспахивали землю после уборки яровых.
Как правило, на одного человека, проживающего в деревне, пахотной земли приходилось много, чуть более одного гектара, и каждая семья имела на нее право собственности. Но владение землей могло быть неравномерным.
«Так самыми большими землевладельцами в Тебеньково являлись Симаков Валей - 30 десятин, Симаков Азиз - 24 десятины и Азимов Кайбуш - 15 десятин. Многие в деревне имели 9-6 десятин, и лишь одна семья Гельняй не имела земли совсем». Писал Симаков К.М. в своей книге «От былого до нескончаемого настоящего…».
К полевой работе подключали детишек в возрасте 13-14 лет. Начинали они с боронования вспаханной земли и установки соломенных вешек, размечающих загон на равные полоски для посева зерна. Затем уже начинали пахать, молотить, косить. Кстати, о сенокосе мы расскажем нашим подписчикам уже в следующей публикации, не пропустите.
В Касимовском историко-культурном музее заповеднике хранится соха дореволюционного периода времени, которой крестьяне обрабатывали свои земли.

vkfbokytin