Ханкерман

logo
Уважаемые посетители! Напоминаем, что при посещении музея-заповедника
посетителям старше 18 лет на входе необходимо предъявить следующие документы:
- QR-код либо медицинский документ (прививочный сертификат, справку)
о вакцинации или о перенесенном заболевании COVID-19
(если с момента выздоровления прошло не более шести месяцев);
- документ, удостоверяющий личность (паспорт/права/военный билет).
Вышеуказанные правила распространяются и на взрослых посетителей,
сопровождающих детей на экскурсии.
Просим Вас приходить в музей чуть раньше, чем обычно
(возможна очередь на входе при проверке QR-кодов и справок),
и при каждом визите брать с собой документ, удостоверяющий личность
(паспорт, загранпаспорт или военный билет).
Перечисленные документы не требуются посетителям младше 18 лет.
Просим отнестись с пониманием к введенным мерам.

скотный двор карамышевского колхоза.

Сегодня поговорим о скотоводстве у касимовских татар, а надо признаться, у них оно было развито. Почти в каждой семье была корова, чаще даже две, содержали овец, как правило, романовской породы – крупные мясошерстные, с толстыми у основания, длинными, до земли хвостами. В некоторых деревнях Касимовского уезда в начале XX века были организованы овцеводческие товарищества.

Вообще для ведения сельского хозяйства в пределах тех наделов, о которых мы уже рассказывали в предыдущих публикациях, достаточно было иметь одну рабочую крепкую лошадь, но многие содержали и больше. Например, в книге Симакова К.М. «От былого до нескончаемого настоящего…» упомянуто о четырех.
«В нашей семье было четыре лошади – две выездные и две полукровки орловской породы. Туркай – гнедой мерин, не знающий устали, работяга. Чалый – одноименный масти мерин и младший брат Туркая, рослый и широкогрудый, он не допускал понукания, не говоря уж о кнуте, в противном случае бросался на бег во весь дух и мог расшибить все на своем пути (к этому коню мы еще вернемся). Маруська и ее сын Сокол – дорогостоящие лошади, которые ночью всегда находились на стойловом содержании».
Коней держали не только в частных семьях. Так в деревенских колхозах располагались целые скотные дворы.
Как правило, на лошадях возили хлеб. В то время семьи у людей были большими, хлеба не хватало на всех. В поселке Гусь-Железный исстари производилось не только железо (наследие помещиков Баташевых), но и стекло. Рабочий поселок нуждался в хлебе, касимовские татары обменивали хлеб на стекло, которые рабочие завода получали вместо зарплаты.
В Тамбовской губернии у крестьян хлеб был в избытке, но не было стекла. Многие из касимовских татарских деревень ездили за хлебом в Тамбовскую губернию, где его обменивали на стекло.
Как преодолевала лошадь такое длинное расстояние и сколько дней занимала дорога, вы вскоре узнаете!
На фото скотный двор Карамышевского колхоза.

vkfbokytin