Музейные редкости

logo

Пелерина 1

Осень уже в самом разгаре, а это значит, что пора доставать тёплые вещи: пальто, шапку, шарф, перчатки. Интересно, а как обстояли дела с гардеробом у наших предшественниц — женщин, живших 100, 200, 300 лет назад? Что носили они, чтобы спастись от холода и при этом быть красивыми и стильными? Ведь желание хорошо выглядеть близко представительницам прекрасного пола во все времена, вне зависимости от сезона.

Портрет Александра Васильевича Суворова 1

В экспозиции музея представлен художественный портрет Александра Васильевича Суворова, который, в числе других предметов, был привезен из усадьбы Голицыных (село Дубровка, ныне Шиловский район) после национализации. Данная коллекция является одной из первых фондовых поступлений. Часто экскурсанты спрашивают, как имя этого человека связано с нашим краем.
Александр Васильевич Суворов родился 24ноября 1729г. (по новому стилю). Это великий русский полководец, который ни разу за свою жизнь не был побежден, генерал-фельдмаршал, генералиссимус и обладатель многих других военных званий. Благодаря его таланту полководца, Российская Империя оставалась непобедимой державой на протяжении многих лет, смогла увеличить свои территории и разгромить всех захватчиков, и выиграть несколько войн.

Толстой

В коллекции гравюр и литографий Касимовского историко-культурного музея-заповедника имеются весьма любопытные плакаты с изображением известных писателей. Портреты выполнены из множества букв, причем буквы расположены не хаотично, а составляют известные произведения великих умов литературы.
В России техника создания портретов из букв появилась в начале XX века, а первооткрывателем ее стал Хазин С.Б. В фондах Касимовского музея - заповедника хранятся три портрета выполненные издателем Хазиным.

Картина «Матрос»

В предыдущих заметках мы познакомили вас с биографией художника Ивана Николаевича Попова. Также рассказали об одной картине художника. Сегодня мы представляем еще одну картину Ивана Николаевича «Матрос».

Татарская посуда

Для приготовления национальных блюд татарам требуется множество различной посуды. Так, например, глубокий казан предназначен для приготовления плова, а широкую и глубокую сковородку используют для приготовления вкусных татарских беляшей. Для церемонии татарского чаепития использовали не только чашку, но и блюдце. Так же татарское чаепитие нельзя представить без самовара.

Флешетта

В фондах Касимовского музея-заповедника в коллекции «Оружие» хранится интересный экспонат времен Первой Мировой войны - это «Флешетта».
В годы Первой Мировой войны авиация только начинала зарождаться по сравнению с наземной артиллерией. Зато в это время часто использовались аэропланы, которые изначально не вызывали никакого беспокойства у солдат. В дальнейшем солдаты в полет на аэроплане стали брать револьверы, винтовки, гранаты. А в скором времени французы изобрели «смертельные перья» - флешетты.

татарcкие браслеты 1

Одежда касимовских татар гармонично дополнялась всевозможными украшениями. Многие из них были привозными. Особенной популярностью пользовались изделия искусных мастеров из Казани.
Украшения носились с детских лет до старости как амулеты, отгоняющие злых духов. Они характеризовали достаток семьи, различались у девушек и у замужних женщин. У татар было принято носить много колец. Когда ходили в гости, унизывали все пальцы, иногда – по нескольку на каждый. Браслеты (белэзек) носили попарно, на каждой руке, как символ связи между мужем и женой.

жетон «мировой судья»

С 18 сентября 2020г. в музее работает мини-выставка «235 лет Касимовской городской Думе». Среди экспонатов - жетон «Мировой судья». Этот знак был учреждён 31 декабря 1865 г. императором Александром II. Его учреждению предшествовала судебная реформа 20 ноября 1864 г., важным нововведением которой стало создание института мировых судей. Мировые суды предназначались для разбора мелких текущих дел. Съезд мировых судей собирался в мировом округе, который охватывал уезд вместе с находившимися в нём городами.

фотографии татарских семей 2   фотографии татарских семей 1

Музейный фонд хранит большую коллекцию фотографий. Но так как г. Касимов издавна называют городом двух культур, в коллекцию входят фотографии татарских семей. Такие фотографии были сделаны в Касимове в конце 19 в.- начале 20 в., и это скорее были исключительные случаи. Как известно, в исламских культурах не приветствовалось традиционное изобразительное искусство. Религия запрещала изображать людей, животных и птиц. Так как культуры тесно жили друг с другом высшие слои татарского общества приобщались к новшествам и к искусству фотографии.