Музейные редкости

logo

Весы 1   Весы 2

А вы когда-нибудь задавались вопросом, где и когда появились первые весы? Точное место и время назвать сложно, многие археологи считают, что первые весы были найдены примерно в пятом тысячелетии до нашей эры, вблизи Пакистана. Они представляли собой горизонтальную балку с «коромыслом», к которому крепились чаши с помощью верёвок. Гирями служили каменные кубы, отличавшиеся размером и плотностью.

Кованый светец 2   Кованый светец 1

Ещё в первом тысячелетии до нашей эры кузнечная обработка в сочетании с термической были хорошо известны нашим предкам. Они обрабатывали самородные металлы и метеоритное железо при помощи ударных инструментов - это доказывают археологические находки. Образцы кузнечных изделий, сохранившиеся до наших дней, показывают, что мастера владели различными технологическими приёмами. К наиболее простым кузнечным изделиям относятся плоские предметы – ножи, косы, серпы и другие. К более сложным - те, которые требуют сварки: цепи, железные кольца, сбруи и светцы.

Гравюра Изображение брака

В коллекции Касимовского историко-культурного музея-заповедника хранится много уникальных предметов, которые попали в музей из бывшего имения князей Голицыных. Особенно удивительна коллекция гравюр.

Стремя 1Стремя – кованое приспособление для упора ноги всадника при езде верхом на лошади.
Первые стремена были сделаны из ремня и верёвок и располагались с одной стороны – левой – и использовались только для посадки на коня. До 6-7 века стремена делали деревянные, из металла – с 7-8 веков.

Шутовское кресло

Знакомство с фаворитами среди музейных экспонатов, выявленными путем голосования среди посетителей музея-заповедника, продолжается. Кресло с атрибутами крестьянского быта под названием «Дуга, топор и рукавицы» занимает свое четвертое место в списке победителей.
Оно было выполнено по эскизам мастера резьбы по дереву Василия Шутова. Занимаясь в столярной мастерской, он уже с детства подавал большие надежды. В 27 лет Василий уже владел собственной столярной мастерской и преподавал в училище у барона Штиглица. Впоследствии работал самостоятельно и вскоре приобрел широкую известность, которая особенно упрочилась в 1870 году, когда представленные им на Всероссийской выставке в Петербурге художественные столярные изделия обратили на себя внимания и доставили художнику бронзовую медаль.

Чугунная печь

Замыкает пятерку лидеров рейтингового голосования круглая чугунная печь ХIХ века производства Германии высотой 120 см.
Рассматривая печь, можно сделать вывод, что Касимовские купцы торговали не только в России, но и за рубежом. Представленная печь была довольно дорогостоящей, поэтому такие печи могли себе позволить лишь богатые купцы. Печь украшена растительным орнаментом, в верхней части имеется тиснение, похожее на герб. Окошки на дверцах печи покрыты слюдой, и за счёт этого можно только представлять, какое было «свечение» в комнате, когда в печи горел огонь. Круглое основание печи стоит на 4-х ножках, которые похожи на лапы животного.

Музыкальная шкатулка

Знакомство с экспонатами – лидерами рейтинга, которым отдало свои голоса большинство посетителей музея, продолжается. Бронза достается утонченной и роскошной музыкальной шкатулке.
Заглянем с вами в дворянскую гостиную, рассмотрим предметы интерьера. Что было модным в то далекое время? Как правило, гостиная была украшена изысканной резной мебелью, напольными вазами, этажерками, книгами на иностранном языке – чаще это был французский, ведь дворяне на нем свободно общались друг с другом, и, конечно же, музыкальные шкатулки.

Скульптурная композиция «Голгофа»

А мы продолжаем знакомить вас с экспонатами – лидерами музейного голосования. Второе место по праву принадлежит скульптурной композиции «Голгофа» («Распятие с предстоящими»).
Крещение Руси оказало значительное влияние на судьбу христианства: раскол его на православие и католичество, принятие русских в семью европейских народов. Киевская Русь стала полностью централизованным государством, именно в то время начинается расцвет ее культуры. Православная церковь стала опорой власти, выполняла объединяющие народ функции во время смут, раздробленности, монголо-татарского ига, стала символом русского народа, его цементирующей силой. Русь, а затем Россия превратились в один из религиозных центров мира наряду с Римом.

Монах летописец

2019 год – знаковый для Касимовского историко-культурного музея-заповедника, юбилейный: музею исполнилось сто лет. В рамках празднования запланированы многочисленные мероприятия и конкурсы, среди которых – составление рейтинга музейных экспонатов. С марта по май все гости музея-заповедника, а также подписчики сообществ музея в социальных сетях могли проголосовать за самый интересный, яркий и запоминающийся, на их взгляд, экспонат. Итоги голосования были подведены 18 мая в рамках Международного дня музеев. Лидеры рейтинга в экспозиции будут оснащены табличками с QR-кодами с зашифрованным подробным описанием; о самых ярких экспонатах мы напишем подробные статьи. Уверенным (и ожидаемым) победителем голосования стал экспонат, который не оставляет равнодушным ни одного из наших гостей, неофициальный символ нашего музея-заповедника – Монах-летописец.