На территории Касимовского уезда до установления Советской власти было несколько дворянских усадеб, представляющих собой комплекс архитектурных построек, выполненных по проектам известных архитекторов. Некоторые из них сохранились и после установления Советской власти и использовались для разных производственных и хозяйственных нужд. Такая же участь ожидала и дом князей Голицыных в усадьбе села Дубровка, Касимовского уезда, Рязанской губернии.
В фондах Касимовского историко-культурного музея-заповедника хранится труд Фридриха Энгельса «История происхождения семьи, частной собственности и государства» г. Москва, Партиздат, 1934 г.
Сочинение было написано на основе исследований американского учёного Л.Г. Моргана и принадлежит к классическим произведениям ленинизма. В начале данного издания до стр. 31 напечатаны предисловия к первому, второму, третьему и четвёртому изданиям. Первая глава называется «Доисторические ступени культуры», глава 2 - «Семья». После идёт описание того, какие семейные обычаи были у ирокезского рода (индейское племя), у греческого рода, у римлян, у кельтов и германцев. Также есть главы с возникновением Афинского государства и государства германцев.
Художник А.В. Лейбен родился 19 ноября 1924 г. в г. Касимове в семье служащего. В 1942 г. после окончания средней школы №3, он обучался на курсах, где получил специальность химика дымовых машин и приборов. В марте 1943 г. Алексей Лейбен был направлен на фронт. Воевал огнемётчиком в составе 109 отделения огнеметной роты. Для него война закончилась в июле 1943 г, но в армии он оставался до 1947 г., был военным строителем.
Подробнее: Картина Алексея Васильевича Лейбена «Осень. Березки»
![]() |
![]() |
А вы когда-нибудь задавались вопросом, где и когда появились первые весы? Точное место и время назвать сложно, многие археологи считают, что первые весы были найдены примерно в пятом тысячелетии до нашей эры, вблизи Пакистана. Они представляли собой горизонтальную балку с «коромыслом», к которому крепились чаши с помощью верёвок. Гирями служили каменные кубы, отличавшиеся размером и плотностью.
![]() |
![]() |
Ещё в первом тысячелетии до нашей эры кузнечная обработка в сочетании с термической были хорошо известны нашим предкам. Они обрабатывали самородные металлы и метеоритное железо при помощи ударных инструментов - это доказывают археологические находки. Образцы кузнечных изделий, сохранившиеся до наших дней, показывают, что мастера владели различными технологическими приёмами. К наиболее простым кузнечным изделиям относятся плоские предметы – ножи, косы, серпы и другие. К более сложным - те, которые требуют сварки: цепи, железные кольца, сбруи и светцы.
В коллекции Касимовского историко-культурного музея-заповедника хранится много уникальных предметов, которые попали в музей из бывшего имения князей Голицыных. Особенно удивительна коллекция гравюр.
Знакомство с фаворитами среди музейных экспонатов, выявленными путем голосования среди посетителей музея-заповедника, продолжается. Кресло с атрибутами крестьянского быта под названием «Дуга, топор и рукавицы» занимает свое четвертое место в списке победителей.
Оно было выполнено по эскизам мастера резьбы по дереву Василия Шутова. Занимаясь в столярной мастерской, он уже с детства подавал большие надежды. В 27 лет Василий уже владел собственной столярной мастерской и преподавал в училище у барона Штиглица. Впоследствии работал самостоятельно и вскоре приобрел широкую известность, которая особенно упрочилась в 1870 году, когда представленные им на Всероссийской выставке в Петербурге художественные столярные изделия обратили на себя внимания и доставили художнику бронзовую медаль.
Стремя – кованое приспособление для упора ноги всадника при езде верхом на лошади.
Первые стремена были сделаны из ремня и верёвок и располагались с одной стороны – левой – и использовались только для посадки на коня. До 6-7 века стремена делали деревянные, из металла – с 7-8 веков.
Замыкает пятерку лидеров рейтингового голосования круглая чугунная печь ХIХ века производства Германии высотой 120 см.
Рассматривая печь, можно сделать вывод, что Касимовские купцы торговали не только в России, но и за рубежом. Представленная печь была довольно дорогостоящей, поэтому такие печи могли себе позволить лишь богатые купцы. Печь украшена растительным орнаментом, в верхней части имеется тиснение, похожее на герб. Окошки на дверцах печи покрыты слюдой, и за счёт этого можно только представлять, какое было «свечение» в комнате, когда в печи горел огонь. Круглое основание печи стоит на 4-х ножках, которые похожи на лапы животного.
Адрес: 391300, Рязанская область,
г. Касимов, пл. Соборная, д. 7/8.
Телефон/факс:
8 (49131) 4-38-36.
Адрес электронной почты:
muzey1921@mail.ru