Музейные редкости

logo

Флешетта

В фондах Касимовского музея-заповедника в коллекции «Оружие» хранится интересный экспонат времен Первой Мировой войны - это «Флешетта».
В годы Первой Мировой войны авиация только начинала зарождаться по сравнению с наземной артиллерией. Зато в это время часто использовались аэропланы, которые изначально не вызывали никакого беспокойства у солдат. В дальнейшем солдаты в полет на аэроплане стали брать револьверы, винтовки, гранаты. А в скором времени французы изобрели «смертельные перья» - флешетты.

жетон «мировой судья»

С 18 сентября 2020г. в музее работает мини-выставка «235 лет Касимовской городской Думе». Среди экспонатов - жетон «Мировой судья». Этот знак был учреждён 31 декабря 1865 г. императором Александром II. Его учреждению предшествовала судебная реформа 20 ноября 1864 г., важным нововведением которой стало создание института мировых судей. Мировые суды предназначались для разбора мелких текущих дел. Съезд мировых судей собирался в мировом округе, который охватывал уезд вместе с находившимися в нём городами.

татарcкие браслеты 1

Одежда касимовских татар гармонично дополнялась всевозможными украшениями. Многие из них были привозными. Особенной популярностью пользовались изделия искусных мастеров из Казани.
Украшения носились с детских лет до старости как амулеты, отгоняющие злых духов. Они характеризовали достаток семьи, различались у девушек и у замужних женщин. У татар было принято носить много колец. Когда ходили в гости, унизывали все пальцы, иногда – по нескольку на каждый. Браслеты (белэзек) носили попарно, на каждой руке, как символ связи между мужем и женой.

фотографии татарских семей 2   фотографии татарских семей 1

Музейный фонд хранит большую коллекцию фотографий. Но так как г. Касимов издавна называют городом двух культур, в коллекцию входят фотографии татарских семей. Такие фотографии были сделаны в Касимове в конце 19 в.- начале 20 в., и это скорее были исключительные случаи. Как известно, в исламских культурах не приветствовалось традиционное изобразительное искусство. Религия запрещала изображать людей, животных и птиц. Так как культуры тесно жили друг с другом высшие слои татарского общества приобщались к новшествам и к искусству фотографии.

стаффажные фигуры на планах 1

Работая со старинными чертежами, планами, взгляд научного сотрудника музея может остановиться на весьма привлекательной фигурке человека, какого-нибудь животного или даже сценах, связанных единым сюжетом. И тогда невольно начинаешь представлять себе, как наяву, построенное здание и его обитателей: конюшню, наполненную лошадьми; хозяйственные постройки с дворовыми людьми и т.д.

фотографии из фондов 1

Этой осенью в фондах Касимовского историко-культурного музея-заповедника идёт процесс учёта и описания коллекции «Фотографии и негативы». Среди предметов данного собрания имеются снимки на тему образования. Это виды на здания учебных заведений, портреты учеников, студентов, слушателей различных курсов, преподавателей, учителей города Касимова и его района, учебный процесс. Жанр фото всемозможный: групповой портрет, видовой, фотоколлаж и другие. Авторами являлись в основном касимовские фотографы. Снимки датируются, начиная от раннего периода – конец XIX века и до современного времени. Представляем вашему вниманию некоторые из них.
Помимо этого, скоро у нас откроется выставка, на которой можно будет узнать имена первых касимовских фотографов.

иван николаевич попов 1

Мы продолжаем знакомить вас с художниками из Касимова. Сегодняшний рассказ об Иване Николаевиче Попове.
Иван Николаевич родился в 1896 г. в г. Касимове, семья Поповых относилась к мещанскому сословию, отец был приказчиком, мать – домохозяйкой. С ранних лет мальчика тянуло к карандашу и бумаге. Когда ему исполнилось 11 лет, начинает учиться в городском училище. За четыре года учебы многое изменилось в семье Поповых. Умерли мать и отец, заботу о младших взял на себя старший брат. Брат хотел видеть Иван Николаевича человеком обеспеченным, поэтому готовил его к коммерческой деятельности. Но после окончания училища Иван начинает заниматься с репетитором, учителем рисования – Кисловым, и в 1911 г. поступает в Пензенское художественное училище. После окончания училища уезжает в Москву, где начинает работать учителем рисования в гимназии. В 1928 г. Попов вступает в ряды АХРРА, ведет работу в художественной студии одного из московских заводов, преподает рисование в школах.

картина «рыбница у пирса»

В предыдущей заметке мы познакомили вас с творчеством художника Ивана Николаевича Попова. Сегодня мы расскажем более подробно об одной из его картин.
Иван Николаевич очень любил писать картины с видами моря и реки. Представляем вашему вниманию картину «Рыбница у пирса».
Каждое мгновение вода меняет свой цвет: из синей становится зеленой, сиреневой, и тут же у нее появляется розоватый отлив…

Традиционные плуги 2

Подходит к концу сезон огородно-полевых работ. По крестьянским традициям, это событие совпадает с празднованием Покрова Пресвятой Богородицы, в этот день как бы отмечается встреча осени с зимой. После Покрова было принято прекращать все работы на земле, так как почва уже начинает остывать, впадает в зимнее оцепенение.
Но предварительно, перед тем, как поле уйдет на покой, необходимо его перепахать - подготовить к следующему сезону. Цель вспашки состоит в перемешивании слоёв земли, обогащении её кислородом, избавлении от сорняков и некоторых бактерий. Закопанные сорняки разлагаются в земле и служат в качестве компоста.
С давних пор важным помощником крестьянина в обработке земли являлся плуг. Традиционные плуги могут переворачивать землю только в одном направлении, указываемым отвалом лемеха. В результате действия плуга образуются гребни вспаханной земли между бороздами, похожие на грядки, что ещё служит и для снегозадержания.