Музейные редкости

logo

Подзор 1

Коллекция музейных предметов этнографии Касимовских татар, которой гордится Касимовский историко-культурный музей – заповедник, начала формироваться еще в первые годы создания музея. Из документов музея известно, что в 1925 г. была организована экспедиция совместно с Московским Музеем Центрального Промышленного Округа под руководством профессора Б.А. Куфтина и с участием членов Общества краеведов Касимовского уезда, которое представлял А.А.Мансуров. Краеведы занимались исследованием народного быта в крестьянской среде татарского населения прилегающих к городу Касимову деревень.

Дореволюционные фото 1

Самыми популярными форматами в дореволюционных фотографиях были Кабинетный портрет (100х137 мм) и Визитный (56х94 мм). Фотографии того времени были не дешевым удовольствием. И если приходилось фотографироваться, то чаще в фотосалон приходили всей семьей. Как правило, делали групповой снимок всей семьей, а так же фото каждого члена семьи в отдельности.

Шамаиль 2

Издавна жилища татар представляли собой деревянные избы, в которых чувствовался национальный колорит. На стенах висели необыкновенной красоты вышитые и расписанные полотна. В интерьере дома отсутствовали изображения людей и животных, украшать стены портретами людей и изображениями животных не разрешалось. Особенность интерьера, характерная для мусульманских народов – это популярный и почитаемый шамаиль.

Традиционные полотенца 1

Касимовский историко-культурный музей заповедник располагает интереснейшей коллекцией традиционных полотенец. Полотенце играло в народной жизни важную роль. Оно сопровождало человека на протяжении всей жизни: рождение, крестины, календарные праздники, похороны. И в настоящее время узорным полотенцем украшают иконы, совершают с ним свадебный ритуал подношения «хлеб – соль».

Чулпа

Современная женщина может позволить себе носить короткую стрижку, тогда как раньше в моде были исключительно длинные волосы, которые, как правило, заплетали в тугие косы. Издревле у русских женщин было принято вплетать в косы ленты, в свою очередь татарские - украшали волосы накосниками. 
Чулпа - это татарское украшение в виде подвески, которая крепится к косе при помощи тесьмы и издает звенящие звуки при движении девушки. По количеству используемых блях и монет накосники подразделялись на несколько групп.

Фотография как хобби 1

В фондах Касимовского историко-культурного музей-заповедника есть неполная коллекция почтовых карточек с видами Касимова. Автор этих снимков Александр Семенович Назьмов, для него съемки видов родного города было любимым хобби. А сами карточки печатались со стеклянных негативов в типографии «Трудъ». Владельцем типографии был его сын Михаил Александович Назьмов совместно со своим тестем купцом Петром Ивановичем Колобаевым. Находилась типография на Соборной улице.

Мандолина

Музыка татарского народа - это эпос о природе и жизни народа, который рассказывали, передавали через мелодию. Громкая музыка и песни не приветствовались и считались пороком, а использование музыкальных инструментов для увеселения являлось грехом. На музыкальных инструментах изначально играли только мужчины. В Коране отражены музыкально-эстетические критерии ислама. Например, отдается предпочтение негромкому звуку, близкому к звукам природы. А так же имеются указания к неспешности распева текста.

Евлогия 1

Каждый музей хранит коллекции, которые вызывают большой интерес у посетителей. Чтобы пополнить «копилку» знаний об этой коллекции иногда приходится собирать информацию по музеям всей России, и в этом деле все музеи объединяются.
Шуйский историко-художественный и мемориальный музей имени М.В.Фрунзе имеет в своем собрании богатую коллекцию паломнических сувениров в виде сосудов с объемными христианскими композициями внутри, называются они «Евлогии».

Каптерма 1

Женский татарский костюм, о котором мы уже писали подробно в нашей группе, поражал своим великолепием, ярким дополнением к нему по праву считались украшения, которые были весьма изящны. Татарские женщины любили и могли их носить в большом количестве.
Одним из таких украшениий у татарских женщин была каптерма, которая отдаленно напоминает нашу брошь. Это традиционное украшение в виде пряжки-застежки, состоящей из двух блях соединяющихся петлей и крючком между собой. Каптерма соединяла полы камзолов, кэмэров, и, безусловно, украшала одежду. Также являлась составной деталью браслетов и ожерелий.