Ещё в первом тысячелетии до нашей эры кузнечная обработка в сочетании с термической были хорошо известны нашим предкам. Они обрабатывали самородные металлы и метеоритное железо при помощи ударных инструментов - это доказывают археологические находки. Образцы кузнечных изделий, сохранившиеся до наших дней, показывают, что мастера владели различными технологическими приёмами. К наиболее простым кузнечным изделиям относятся плоские предметы – ножи, косы, серпы и другие. К более сложным - те, которые требуют сварки: цепи, железные кольца, сбруи и светцы.
В коллекции Касимовского историко-культурного музея-заповедника хранится много уникальных предметов, которые попали в музей из бывшего имения князей Голицыных. Особенно удивительна коллекция гравюр.
Стремя – кованое приспособление для упора ноги всадника при езде верхом на лошади.
Первые стремена были сделаны из ремня и верёвок и располагались с одной стороны – левой – и использовались только для посадки на коня. До 6-7 века стремена делали деревянные, из металла – с 7-8 веков.
Знакомство с фаворитами среди музейных экспонатов, выявленными путем голосования среди посетителей музея-заповедника, продолжается. Кресло с атрибутами крестьянского быта под названием «Дуга, топор и рукавицы» занимает свое четвертое место в списке победителей.
Оно было выполнено по эскизам мастера резьбы по дереву Василия Шутова. Занимаясь в столярной мастерской, он уже с детства подавал большие надежды. В 27 лет Василий уже владел собственной столярной мастерской и преподавал в училище у барона Штиглица. Впоследствии работал самостоятельно и вскоре приобрел широкую известность, которая особенно упрочилась в 1870 году, когда представленные им на Всероссийской выставке в Петербурге художественные столярные изделия обратили на себя внимания и доставили художнику бронзовую медаль.
Замыкает пятерку лидеров рейтингового голосования круглая чугунная печь ХIХ века производства Германии высотой 120 см.
Рассматривая печь, можно сделать вывод, что Касимовские купцы торговали не только в России, но и за рубежом. Представленная печь была довольно дорогостоящей, поэтому такие печи могли себе позволить лишь богатые купцы. Печь украшена растительным орнаментом, в верхней части имеется тиснение, похожее на герб. Окошки на дверцах печи покрыты слюдой, и за счёт этого можно только представлять, какое было «свечение» в комнате, когда в печи горел огонь. Круглое основание печи стоит на 4-х ножках, которые похожи на лапы животного.
А мы продолжаем знакомить вас с экспонатами – лидерами музейного голосования. Второе место по праву принадлежит скульптурной композиции «Голгофа» («Распятие с предстоящими»).
Крещение Руси оказало значительное влияние на судьбу христианства: раскол его на православие и католичество, принятие русских в семью европейских народов. Киевская Русь стала полностью централизованным государством, именно в то время начинается расцвет ее культуры. Православная церковь стала опорой власти, выполняла объединяющие народ функции во время смут, раздробленности, монголо-татарского ига, стала символом русского народа, его цементирующей силой. Русь, а затем Россия превратились в один из религиозных центров мира наряду с Римом.
2019 год – знаковый для Касимовского историко-культурного музея-заповедника, юбилейный: музею исполнилось сто лет. В рамках празднования запланированы многочисленные мероприятия и конкурсы, среди которых – составление рейтинга музейных экспонатов. С марта по май все гости музея-заповедника, а также подписчики сообществ музея в социальных сетях могли проголосовать за самый интересный, яркий и запоминающийся, на их взгляд, экспонат. Итоги голосования были подведены 18 мая в рамках Международного дня музеев. Лидеры рейтинга в экспозиции будут оснащены табличками с QR-кодами с зашифрованным подробным описанием; о самых ярких экспонатах мы напишем подробные статьи. Уверенным (и ожидаемым) победителем голосования стал экспонат, который не оставляет равнодушным ни одного из наших гостей, неофициальный символ нашего музея-заповедника – Монах-летописец.
Знакомство с экспонатами – лидерами рейтинга, которым отдало свои голоса большинство посетителей музея, продолжается. Бронза достается утонченной и роскошной музыкальной шкатулке.
Заглянем с вами в дворянскую гостиную, рассмотрим предметы интерьера. Что было модным в то далекое время? Как правило, гостиная была украшена изысканной резной мебелью, напольными вазами, этажерками, книгами на иностранном языке – чаще это был французский, ведь дворяне на нем свободно общались друг с другом, и, конечно же, музыкальные шкатулки.
В конце XIX- начале XX века в Касимовском уезде изготавливали сложные поневные ткани. Такое тканьё сочетает элементы разных техник ткачества. Набор узоров требовал особого мастерства, которым владели немногие деревенские ткачихи. В начале ХХ века этот способ тканья в Касимовском уезде знали лишь жительницы поселений района Парахино – Нарма. В 1927 году находились лишь одна-две мастерицы на целую округу, которые владели этой сложной техникой. Именно у них и заказывали ткани для понев.
Адрес: 391300, Рязанская область,
г. Касимов, пл. Соборная, д. 7/8.
Телефон/факс:
8 (49131) 4-38-36.
Адрес электронной почты:
muzey1921@mail.ru